День рождения

09.07.2020 by Юрий Кузнецов

Отмечали мой день рождения на даче в деревне N. Рядом историческое место, связанное с одним из королей Речи Посполитой. С 1921 до 1939 года здесь была Польша.

Мой друг, с которым мы ранее служили на северо-западе Белоруссии, рассказал, что они с сыном около часа назад ходили за грибами. Недавно, почти с месяц, ежедневно были мощные ливни. На околице деревни, на размытой просёлочной, весьма условно говоря, дороге, они увидели вымытый из грунта, наполовину обнажившийся череп.

Папа и сын сводили меня туда. Сразу вспомнилась история, которую не раз рассказывала соседка по деревне — тетя Валя. Ей 92 года. Ныне она в тяжёлом состоянии в больнице. Рассказ заключался в том, что во время немецкой оккупации фашисты постоянно забирали молодых людей из N и других деревень на работы в Германию. Ещё до этого они расстреляли еврейское население. Помогали им местные — те, кто сотрудничал с ними. Со времён Великого княжества Литовского таких сотрудников называли в этих местах солтысами.

Но в пункты сбора для отправки в Германию многие не доходили. Учёта особого не было. Солтысы отпускали тех, кто не хотел работать на фашистов. Также некоторые из местных спасали и евреев. Укрывали их у себя. Разумеется, в деревне все всё обо всех знали. Молчали. Молчали и солтысы. Но один солтыс, брат того, кто жил в нашем доме до нас, был другим человеком. Как все, он водил людей в пункты сбора. Как все, пообещал остающимся в деревне, что отпустит по дороге их родных — тех, кто не хочет ехать в Германию. Действительно отпустил. Но немцам сказал, что те сбежали. Сообщил и куда. Немцы легко нашли всех «сбежавших». Большинство с другими провинившимся расстреляли примерно в 20 км от деревни N. Подобные «акции» (немецкий эвфемизм) фашистам удобно было проводить в одном месте и не каждый день, а по мере накопления определенного количества людей. Однако вернувшихся в N, а также тети Валиного дядю и всю его семью везти за 20 км немцы поленились. Вывели за околицу и расстреляли, по словам тети Вали, за огородами. Дядю и его семью за то, что они укрыли мальчика еврея. Мальчика убили там же, вместе с ними. Дядю тоже выдал этот самый солтыс. Место со слов тети Вали совпало с местом обнаружения останков моим другом.

Мы повели к месту обнаружения приехавшую милицию. За нами увязался недавно родившийся щенок кавказской овчарки. Толстенький такой, неуклюжий, довольно крупный, очень ласковый. Семенил и семенил рядом, не хотел отставать.
Эксперт копнул грунт чуть ниже вымытого черепа, обнаружились небольшие подростковые рёбра и другие кости скелета. Эксперт аккуратно извлекал их и складывал на чистом месте дороги. Именно тогда, когда он вынул первые два ребрышка, щенок высоко и жалобно заскулил и попытался подойти к извлеченным останкам, но его не пустила жена приятеля и взяла на руки. Но и на руках он долго скулил, тявкал, плакал.

Местная женщина, что живёт там непосредственно рядом, говорила, что 12 лет назад такой же ливень вымыл МНОГО черепов и останков. МНОГО — так сказала. Похоже, это остальные расстреляные. То есть, в принципе — все совпадает с рассказом тети Вали. Там и сейчас отшиб. И самый последний дом деревни. А тогда и подавно — за околицей. Это дорога в лес. Забыли люди об этом месте, наверное. Свидетелей осталась только одна тетя Валя. Остальные жители, потомки свидетелей, разъехались по белу свету. Большинству теперешних совершенно наплевать на историю.

По окончанию выемки эксперт доложил кому-то по телефону предварительное заключение: найденные останки принадлежат ребенку 12-14 лет. Захоронению 70-80 лет.

Тетя Валя с негодованием отзывалась о наказании этого солтыса после войны. Тот отсидел лишь четыре года и вернулся в деревню.
Похоже, что про это же мне говорил и один старый житель из соседней деревни, когда я случайно разговорился с ним лет 10 назад. Только немного другими словами.

-Тот, который жил до вас в доме, что вы купили, был нормальный человек. А брат его — сволочь! Он коммуниста выдал немцам и семью целую. А потом, после войны и от НКВД откупился. Четыре года только и отсидел…

4.07.2020

Вот такой на сей раз был у меня день рождения.