Спецсофт

28.12.2013 by Юрий Кузнецов

Более 11 лет я предприниматель. Занимаюсь внедрением и обслуживанием специального программного обеспечения или как говорят сейчас – софта. В былые годы, когда компьютеры были большими – эта же часть бытия звалась чаще – математическим обеспечением, или просто математикой.  И вот с 2002 года, как и написано здесь, ушел я в небольшой бизнес. Ищу людей, которым для их работы необходим специальный софт, разработанный фирмой, с которой сотрудничаю. В случае согласия — заинтересованные покупают его, и я обслуживаю этот программный продукт, пока  они им пользуются. То есть устанавливаю софт на компьютеры, обучаю персонал работе с ним, исправляю сбойные ситуации в процессе работы, консультирую пользователей, выполняю последующие переустановки в случае необходимости и т.п.

За истекшие годы было много разных удивительных ситуаций. Это если очень мягко говорить. Имею в виду невероятную до умопомрачительности с точки зрения здравого смысла реакцию пользователей, их поведение. Как потенциальных – еще перед покупкой софта, так и уже купивших.  Трудно сказать, чем это мотивировано — такое поведение людей. Наверное, это вопрос к психиатрам.  Опишу лишь один случай, хотя подобное было не один раз.

В самом начале этой деятельности для удобства своей работы я разработал специальную программу. Она учитывает все данные и мои действия по каждому клиенту, все события, связанные с ними; анализирует данные по любым признакам,  сочетаниям и требованиям, формирует всевозможные отчеты и т.д. Перед написанием этого рассказа я задал программе два вопроса. Она ответила: за истекший срок я показал  наш софт на разных предприятиях 765 раз. А в связи с его эксплуатацией был на фирмах 1598 раз. Ясно, что каждый раз видишь большое количество людей, хотя и непосредственно работаешь максимум с пятью — дестью. А чаще и с меньшим числом.  А люди все разные, и, как подмечено очень точно, каждый человек это недопетая песня, тайна. Достоевский, тот даже говорил, что если будешь разгадывать эту тайну всю жизнь, то не говори, что потратил время даром. И я по его совету пытаюсь приоткрыть эту тайну, ибо тоже хочу быть человеком. Но обещал случай. Так вот.

Звоню как-то на одну фирму и прошу главного бухгалтера.  Подошла женщина. По голосу — зрелая. Я представился, за полминуты рассказал суть предлагаемого товара – программного продукта. Сказал, что показ у нас бесплатен, занимает около 30 минут вместе с установкой, что потом какое–то время программа будет работать на компьютере в демонстрационном режиме. И спросил, не  хочет ли она посмотреть, не подъехать ли мне к ней? Редчайший случай: она отказалась от показа, зато сказала, что сразу и покупает. То есть товар лицом ее не интересует, что и так все ясно. Покупаю, говорит! И цена устраивает. Но я не просто продавец. Все-таки еще и, прежде всего, инженер-математик. А потому хорошо понимаю, что без знакомства с любой программой, без получения минимума дополнительных познаний о работе с ней, пользователю будет тяжело. И одно дело – ковыряться самому и доходить до всех ее функций — зачастую неочевидных,  скрытых в заумном интерфейсе, разработанном ребятами  до 23-24 лет, которым все кажется, что если им понятно, то и всем остальным — тоже, а другое дело, когда тебе  кратко, понятно и быстро, расскажут самое главное. То основное, что необходимо для начала работы.  Например, многие уверены, что хорошо владеют текстовым редактором Word. Согласен! Возможно, что буквы печатать и научились. Но на любой дополнительный вопрос, например, сколько вычислительных функций имеет Word — эти многие делают глаза б`ольшие, чем царский пятак 1911 года. Диаметр около 32,3 мм.  А на самом деле Word выпуска уже 2003 года имел 17 различных вычислительных и логических функций.  Арифметические, статистические. Выдавал: целые и дробные части результатов деления; абсолютное, среднее значение; количество элементов в списке; округлял числа с заданной точностью и т.д. Особенно это удобно при работе с таблицами в Word-e. Но таковые знатоки все до одного сидят с калькуляторами на столе, что лежит близ компьютера. Хотя опять-таки, калькулятор, имеется в каждой операционной системе, в Windows и подавно. С самого ее рождения.  Нажми «Пуск», набери там “calc” и на здоровье считай что хочешь, если не желаешь использовать для этой цели Word или Excell . Или навсегда вытяни  пиктограмму калькулятора на Рабочий Стол (экран монитора). Но опять отвлекся.

Итак, главбух говорит мне: «Не буду ничего смотреть, покупаю!» То ли я так хорошо рассказал все о программе, то ли она – главбух гениальна, но такая постановка вопроса порадовала. Это значило, что лишний раз приезжать не надо; экономится время на показ, первоначальное ознакомление, сохраняется бензин и т.д.  Здорово!  Я позвонил на свою фирму. Они выставили счет и прислали ей Договор. Женщина оказалась обязательной. Тут же и оплатила. Опять приятно! В соответствии с Договором я обязан в течение пяти рабочих дней установить купленный софт на компьютер и обучить работе  с ним пользователей.  Потому сразу и позвонил ей по этому поводу.  Она:

— Только не сейчас. Я занята. У меня налоги.

Было действительно начало третьей декады. Как раз в это время бухгалтеры занимаются налогами. Я перезвонил дня через три.

—  Нет, не надо.

— Извините, но мне в течение пяти рабочих дней после получения денег необходимо установить купленный программный  продукт и обучить вас работе с ним.

— Мне это не надо.

— ?!

— Я сама вам позвоню.

Я перезвонил на фирму. Там отнеслись к этому внимательно и на всякий случай перезвонили ей. Повторный звонок по одному по одному и тому же поводу вызвал у нее раздражение. Девушки на фирме тщательно записали время, и ее слова, т.е. отказ от: получения оплаченной покупки в договорные сроки, приведения ее в рабочее состояние, обучения.

Прошел месяц. Я позвонил ей еще раз, напомнив, что она сама обещала пригласить меня.

— Я помню. Позову.

Я опять позвонил на фирму. И там удивились еще раз. Еще сильнее. Получалось, что товар куплен, но покупатель не желает его получать. Прошел еще месяц. Она так и не позвонила. Я опять позвонил ей. На сей раз, главбух, видимо была свободнее, и безразличным тоном снисходительно сказала:

— Ну ладно. Приезжайте.

Приехал. Женщина оказалась лет сорока, но уверенно сказать было сложно из-за ее форм. Геометрически она представляла собой прямоугольный параллелепипед, высотой около 175 сантиметров. В горизонтальном  сечении соответственно был квадрат с ребром не дотягивающим немного до метра. Иного в фигуре не просматривалось. Параллелепипедность, так сказать, подчеркивал ее костюм: длинная юбка и пиджак. И то и другое очень плотно обхватывало ее тело.  Я бы никогда так математически точно не описывал ее фигуру, ведь Богом дано, и все, что ни есть у человека – все его и все прекрасно, если бы не одно обстоятельство.

Установил программу на указанный компьютер. Настроил ее. Проверил связь с нашим сайтом, откуда программа ежедневно берет необходимые для повседневной работы новые данные.  Все было отлично.  Вежливым тоном обратился к ней по имени – отчеству. Все это время она стояла и смотрела в окно на крыши домов исторического центра города с высоты седьмого этажа. Т.е. ко мне, так сказать, тыльной гранью параллелепипеда. Понимаю, это завораживает. Хотя, когда демонстративно долго стоят к малознакомому человеку спиной и ниже, что в поперечнике 95 сантиметров, это немного напрягает, вызывает недоумение. Но о себе не думал. Я же на работе.  А она все наблюдала пейзаж. Лучше нет красоты, чем глядеть с высоты. Это ясно.

— <Имя Отчество>, я все установил. Давайте я расскажу вам как с ней работать. Это недолго.

Не поворачиваясь ко мне, она продолжала радовать свой глаз. Осенне-дождливая и историко-архитектурная грусть крыш центральной части города, наверное, вызывала в ее душе самое прекрасное и поэтическое настроение.

— Говорите, — бросила она мне грубым голосом.

— <Имя Отчество>, а вы не хотите посмотреть, как это все делается? Есть много неочевидных моментов…

Раздраженно:

— Я никогда не смотрю на монитор! Говорите!

Честно говоря, я ни разу не обучал работе с программой людей через это место. Обыкновенно сидят около и внимательно смотрят и слушают. Принимают  информацию глазами и ушами. Иногда и записывают. Но памятуя марксистско-ленинскую философию, я знал твердо: материя бесконечна в своих проявлениях. Так что вполне могло быть, что эта главбух воспринимает информацию именно так, в этой позе и, возможно, через этот орган. Это ее дело. И я начал рассказывать, понимая, однако, что абсолютно бесполезно трачу время.

Минуты через четыре она повернулась. Я обрадовался, подумал — заинтересовал все же. И она действительно подошла ко мне, а точнее к своему столу, за которым я работал. Взяла свой мобильник и опять привела себя в место и позу, в которой находилась доселе. Совершенно спокойно, невзирая на то, что я продолжал говорить, позвонила кому-то. Я замолк.

— Слушай, забери обратно все. Кроме той баночки, что я вскрыла… — Раздраженно и резко, —  что почему!? Потому, что это не Oriflame! Ты думаешь, я полная идиотка?! Думаешь, не знаю как отличить? Или гони 45 долларов обратно! … Что прошлый раз?  Про прошлый раз я не говорю, а в этот раз – чушь собачья! Это не Oriflame! Сама мажься этим… А то… Короче все. Я тебе все сказала.

Отключилась от абонента.  Мне, очень зло:

— Хорошо.  Все понятно. У меня больше нет времени.  Много работы.

Я пожелал ей всего доброго и ушел.

 

***

Итак, формально продажа программы, установка ее на компьютер,  обучение пользователя – все это было выполнено.

За указанное выше ежедневное пополнение новыми данными, которое происходит автоматически, все пользователи ежемесячно и в строгом  соответствии с Договором, платят деньги.  Месяц прошел.  <Имя Отчество> денег не уплатила. По Договору мы были вправе отключить ее без предупреждения. Как, например, отключают телефон в похожем случае. Но я сначала решил позвонить.

— <Имя Отчество>, здравствуйте! – Я назвал себя.

Она. Грубым голосом и недовольно:

— Здравствуйте!

— Скажите, пожалуйста, что-то мы не видим от вас денег…

— А чего я должна их платить?

— <Имя Отчество>, вы купили программный продукт, ежедневно получаете новую информацию. За это, по Договору, ежемесячно платятся деньги.

— Я никогда договоры не читаю.

— <Имя Отчество>, нам бы очень не хотелось, но мы имеем право отключить вас от получения пополнений. Смысл приобретенного вами программного обеспечения без пополнений теряется.

— Мне оно не нужно. Программа ваша тупая. Я ничего не понимаю в ней.

— ?!   … Простите… Что именно не понимаете? Примерно шесть тысяч пользователей отлично работают с нашей программой. Они очень довольны…

— А я говорю — тупая ваша программа, непонятная. У меня ничего не получается. И пополнения мне не нужны. Я все беру из журналов.

— <Имя Отчество>, вы не слушали меня и не хотели смотреть, когда я выполнял Договор по пункту «Первоначальное обучение», то есть показывал как лучше работать с программой, вот вам и непонятно…

На осторожное предложение повторить обучение, она ответила твердым отказом.

— Мне не нужно никакое обучение! Ни первоначальное, ни последующее! Мне хватает. Я и так все знаю, что мне надо! А на Договор ваш мне плевать.

 

***

Мы подождали еще месяц. <Имя Отчество> деньги так и не уплатила. Пришлось расстаться с ней. Мотивация ее поведения мне непонятна до сих пор.  Видимо это могут понять только соответствующие специалисты. Интересно, что однажды во время демонстрации возможностей этой программы рядом с главбухом сидел человек из другой фирмы, прибывший к ней по своей работе. Он  спросил разрешение послушать и внимательно вникал в демонстрацию.  На следующий день он позвонил мне и сказал, что тоже хочет купить.  До сих пор мы взаимовыгодно сотрудничаем с обеими этими фирмами.  Уже более восьми лет. Все люди разные. Тут уж что уж. Так уж.