Белорусская Швейцария 2013

23.09.2013 by Юрий Кузнецов

Август, как и все лето, был дождливым. Для наших мест редкость. Но выбрали воскресенье почти без дождей. Поехали с друзьями в Белорусскую Швейцарию. Посетили Новогрудскую возвышенность: Столовичи, Заосье, озеро Свитязь, Новогрудок, Райца, мемориал на месте концентрационного лагеря Колдычево.

 

Смотрите альбом Новогрудок и около. 15 сентября 2013.

 

Наибольший интерес представили места, связанные с Адамом Мицкевичем.  Первое место – Музей-усадьба Мицкевичей в Заосье. Здесь рассказ только об этом. Остальное просто смотрите. В альбоме.  Без комментариев, как говорят.

Усадьба расположена на том самом месте, где когда-то находилась усадьба, принадлежавшая семье Мицкевичей, и в которой 24 декабря 1798 года появился на свет будущий великий поэт-романтик.

Во дворе группа экскурсантов внимательно слушала экскурсовода. Иногда люди немногословно переговаривались между собой. Я расслышал белорусскую, русскую и польскую речь. Главным же источником речевого потока был экскурсовод — мужчина одиозной внешности. Говорил на белорусском.

 

 

 

Мы, чтобы не мешать группе, зашли непосредственно в главное строение комплекса – усадьбу. Но там никого не было. Мы подумали, что нехорошо находиться «без присмотра» в музее среди артефактов и собрались выйти, но как раз в этот момент, видимо улавливая наши мысли, в усадьбу вошел  экскурсовод.  Приветливо сказал нам, что мы можем положить в специальную коробку по одиннадцать тысяч и никуда не уходить – самостоятельно осматривать все комнаты и их наполнение. А он закончит на улице с группой и уже всем вместе продолжит рассказывать здесь. Мы так и поступили. Он действительно быстро вернулся. Уже с группой. Еще на улице я обратил внимание, что в его рассказе лейтмотивом было то, что Адам Мицкевич наш земляк и потому он наш, белорусский поэт. И опять же, еще на улице я подумал, что в 1798 году, когда он родился, Речь Посполита уже не существовала. Что фактически Мицкевич родился на территории России. К этому времени территория, перешедшая под власть Российской империи, была разделена на губернии. Курляндскую, Виленскую и Гродненскую. Здесь были сохранены прежняя правовая система — Литовский статут, выборность судей и маршалков на сеймиках, а также крепостное право. Другими словами говоря, Мицкевич родился в России, в Гродненской губернии. Понятия  «Белоруссия» тогда  не существовало. Народ, населявший эти места, называли литвинами. Но не всегда и не на всей территории нынешней Беларуси.

Мой друг  родился и вырос в этих же местах. Прекрасно владеет белорусским языком. Я спросил у него как правильно по-белорусски задать вопрос:  говорил ли Адам Мицкевич по-белорусски и писал ли он на белорусском языке? Со второго раза у меня уже это получилось безукоризненно.

Итак, гид вошел первым. Пока подходила группа, я его и спросил то, что хотел: говорил ли Мицкевич по-белорусски и писал ли он на белорусском языке? Гида буквально прорвало. Я, честно говоря, так и не понял причины его бешенства. С нескрываемой яростью он поведал примерно следующее:

— Как? Как он мог говорить по-белорусски? С кем?! Польская шляхта повырубила на корню здесь эту возможность. А все написанное им по-белорусски уничтожила, назвав его польским поэтом.  Но это наш, белорусский поэт! Поляки присвоили себе его славу не по праву. Ну и что, что он писал на польском?  А родился он на нашей земле. Земле литвинов. Так называли белорусов в те времена. Значит он белорусский поэт!

Кто-то из россиян робко заметил то, что я уже написал выше. Дескать, формально-то это уже была Россия… Гида прорвало окончательно. Из его текста вытекало, что «москали» еще большие сволочи, чем поляки. Они переписали всю историю Беларуси на свой лад, переврав все до неузнаваемости, что Суворов вешал наших предков здесь, на этих землях массово. Что «москали» это «недоделанные белорусы».

— Терпите, — сказал он россиянам. Я приезжаю к вам и не такое там слушаю!

И тут он перекинулся из этих мест на Гомель.

Оказывается, «москали» там обозвали дворец в парке на берегу Сожа дворцом  Паскевича – Румянцева. А его строили наши – литвины! И много еще интересной и необычной информации нес этот человек.  Любит он Беларусь. Это видно. Это хорошо. Я тоже. И мои друзья — не меньше. Но здесь про истину. Итак, по гиду выходило, что, несмотря на то, что Мицкевич по-белорусски не говорил, несмотря на то, что от написанного по-белорусски Адамом ничего не осталось, это белорусский поэт. Правда,  отметил экскурсовод,  мать его была «жидовочка», но, безусловно, Адам Мицкевич великий белорусский поэт и писатель.

Теперь небольшая справка: дворец в Гомеле на берегу Сожа был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.  Чарторыйские (Чарторыские, Чарторижские, Чарторыжские) — княжеский род из числа Гедиминовичей в Литовском, затем в Литовско-Польском государстве герба Погони Литовской. Получили фамилию от названия родового владения Чарторийск над рекой Стырь на Волыни.  По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Гомеля вошла в состав Российской империи. 10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.

Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, по-видимому, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Непосредственно процессом строительства дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев при консультации архитектора К. И. Бланка.

Вот такие «литвины» строили ныне прекрасно восстановленный во всем великолепии Дворец Паскевичей – Румянцевых.

По поводу того, что Суворов, якобы, вешал здесь местных жителей. Нигде не читал. Но хорошо известно описание боя за Прагу (предместье Варшавы). Он был жесточайшим. Это факт. Однако действия Суворова возымели эффект и 29 октября (9 ноября) 1794 года на берегу Вислы магистрат поднёс Суворову хлеб-соль и городские ключи, которые символизировали капитуляцию Варшавы. На просьбу короля Станислава освободить одного польского офицера, Суворов освободил 500 пленных офицеров, ещё до того по домам были отпущены 6 тысяч польских ополченцев. Магистрат от имени жителей Варшавы подарил Суворову золотую табакерку с бриллиантами и надписью «Варшава — своему избавителю».  Вот такой «вешатель». Интересно, что Суворову тогда было 64, а по другим источникам 65 лет. В таком возрасте управлял войсками.  И как! Эта операция описана в истории военного искусства и изучается специалистами во всех странах мира.

После окончания сражения генерал-аншеф Суворов направил императрице Екатерине II письмо, состоявшее из трёх слов: «Ура! Варшава наша!» и получил ответ «Ура! Фельдмаршал Суворов!». Таким образом, за взятие Праги Суворов был удостоен высшего воинского чина фельдмаршала, а также пожалован имением в 7 тысяч душ в Кобринском повете, получил прусские ордена Чёрного орла, Красного орла и другие награды.

Но, вернемся к Мицкевичу. Действительно, в Белоруссии Мицкевич считается белорусским польскоязычным поэтом. А в Литве Адама Мицкевича называют литовским поэтом. Напомним лишь только, что Мицкевич не писал по-белорусски или по-литовски.

Про пассаж о том, что «москали это недоделанные белорусы». Мы изо всех сил старались представить себе откуда взялось 150-170 миллионов белорусов, ныне живущих в России, при нашем то населении еле – еле в десять миллионов человек, но так и не смогли. Тем более было неясно, как могли все эти 170 миллионов быть «НЕДОДЕЛАННЫМИ!» белорусами. Откуда столько-то «недоделанных белорусов»? И когда они переехали в Россию? Итак, в гидовской речи досталось полякам, русским и, на удивление – ничего евреям, хоть и  «мать у него была жидовочка».  Сколько живу – ни разу ничего подобного не слышал ни от одного из экскурсоводов. Выходит, недаром съездили!

                                                                                       *****

16 сентября 2017. С огромным удовлетворением прочел статью об этом человеке. Оказалось, что он был директором. Власть поступила очень справедливо!

Вот как пишет об этом автор: Настасья Ровдо из «Наша Нiва»